Ко всем записям

Как на самом деле выглядит работа пиарщика

Когда я еще была студенткой Сургутского государственного университета (да-да, у меня весьма посредственное региональное образование, но в 2008 это было неважно), преподаватели, особенно приезжающие из Москвы и Екатеринбурга любили называть нас «элитой». Поступил на пиарщика, вот ты уже и элита. Конкурс был чуть ниже, чем на жутко популярных юристов-экономистов. Но специальность в СурГУ была только 2 год и всем грезились красивые картинки.

Думаю, преподавателям тоже снилось, что они учат тех, кто будет влиять на судьбу страны, Газпрома, звонить и что-нибудь требовать в главреда «Ведомостей», а в перерывах — сверкать украшениями и попивать шампанское на очередном приеме. Видимо, в МИДе.

Меня сначала занесло в журналистику, но с 2007 года — в PR. И это, конечно, сильно отличается от того, что обещалось. Я люблю то, чем занимаюсь, но иллюзии о вечном празднике творчества и красоты ушли уже в первые полгода.

Так, чем реально приходится заниматься пиарщику?

Сначала о региональных. Простите, ребята, но там вообще речь не о PR. Чаще всего это адская смесь маркетинга, smm, рассылки идиотских пресс-релизов (помню я один на 8 страниц, причем на каждом листе стояла печать компании и все это шло ФАКСОМ). Это кстати, не оттого, что руководители компании — идиоты. Просто когда ты живешь в городе на 400 000 человек — зачем твоей компании какой-то серьезный PR? Ровно это же справедливо для микро- и малого бизнеса крупных городов. Будешь вести страничку “ВКонтакте”, писать в блог компании, писать ТЗ для сайта, рекламных модулей, организовывать корпоративы на 25 человек… Все, вот такой PR.

В миллионниках функция пиарщика «не на бумаге» появляется в крупных компаниях: начинаются выставки, пресс-релизы о выставках (так пиарщик находит сайт “Прессухи” и аналогов), редкие публикации о первом лице. Последнее обычно появляется, когда пиарщик готов взвыть от того, чем занимается, бокалов с шампанским не было и нет, так хоть что-то близкое к тому, что ему обещали, рассказывая о профессии. На крупных производствах, в энергетике, серьезном частном бизнесе (сети обычно), в представительствах федералов обычно  уже есть полноценный PR. Гримасы он принимает разные: внутрикорпоративная работа (от стенгазет до интранета), работа в интернете — от официальной страницы в Facebook на 154 лайка до мониторинга всех упоминаний, автоматизации и связки с сммщиками, работа со СМИ — от пресс-релизов «нам 10 лет» до серьезных проектов, внятной стратегии и антикризиса. PR-стратегия? Ну так… обычно написана, но где лежит сразу не найдешь.

В Москве, Питере и еще паре крупных городов пиарщик уже разворачивается. Требует бюджеты. Возмущается, если пиару предлагают отвечать за продажи. Кичится совместной пьянкой с корреспондентами «Коммерса». Настолько, что выкладывает совместные фотки в Facebook с подписью «ребята, вы крутые, было здорово поговорить о перспективах!». Это как бы обращение к конкурентам и потенциальным клиентам: я крутой, в любой редакции меня знают, вы же читали, что главный ресурс пиарщика — это записная книжка, ну так воооот… Как на одной конференции сказал Александр Цыпкин: «Записная книжка пиарщика — это список тех, с кем он пил или спал». Делайте выводы сами)

Когда ты еще студент или начинающий пиарщик, часто кажется, PR – это весело

Журналисты, звезды — ммммм…

«Это творчество!» — говорили ОНИ. Потом правда все смеются над юными девочками, которые приходят в компании «Я буду у вас креативить». Бог с тобой, милая.

«Это влияние!» — говорили ОНИ. Какое же разочарование ждет, когда в первую очередь надо повлиять на своего шефа, который вообще не понимает нафига ты ему сдался и когда ты все-таки будешь генерировать лиды, на худой конец — продажу франшизы?

«Это уважение!» — говорили ОНИ. Ой, не надо про уважение. Загляните в «Беспощадного пиарщика», все будет понятно и про профессию, и про отношение коллег.

«PR — это любовь!» — говорили ОНИ. PR — это пахота в условиях неизвестности, постоянно меняющегося фона и черт знает чего еще, за что ты тоже отвечаешь.

Стандартов работы нет, списка должностных обязаностей тоже нет, сегодня ты едешь в редакцию, завтра клеишь наклейки на 10 ящиков «корпоративных» апельсинов. Зато есть дедлайны, много-много текстов, бесконечные согласования, агрессивные комменты пользователей (за которые отвечаешь тоже ты, на всякий случай), ненормированный рабочий день и объективно не самые высокие зарплаты. И шампанское, да. Вечером, в пятницу. С коллегами. Чтобы сбывалось хоть что-то из того, что тебе в университете наобещали ))

Хочешь узнать всё о реальном мире PR, а не из книжек? Читай ЗДЕСЬ.