- сплетни, слухи
- направленный негатив
- конструктивная критика
- деструктивная критика
- провокации, в том числе от троллей и профессиональных хейтеров.
Важно понимать с негативом какого типа вы столкнулись: с аргументированной критикой, с критикой неаргументированной, с хамством, провокацией или агрессией, которые чаще всего и относят к хейтерству и троллингу.
Сплетни и слухи могут распускать ваши конкуренты, обиженные клиенты и даже личные хорошие знакомые. Их сторонники и просто случайные люди будут поддерживать кампанию, направленную против вас. Они стремятся максимально раздуть скандал и представить все в самом черном свете, чтобы испортить вам репутацию. В эпоху пост-правды это даже необязательно разговоры за спиной, в личных сообщениях. Это может быть большой разгромный пост о вас (пост-провокация), где только часть информации правда, а остальное — фантазии автора. Если автор человек уважаемый и написано хорошо, есть шанс, что ему поверят. Тем более обнаружить факт-ложь среди фактов-правды нелегко. И это породит кучу сплетен.
В случае с провокацией чаще всего вас просто используют. За счет конфликта с вами, зачинщик привлекает внимание аудитории к своей персоне. Например, его цель — вывести из себя и показать, что он профессионал, а вы дилетант. Хайп играет ему на руку. Если возникнет скандал, который получит развитие в соцсетях и в прессе, это даст оппоненту шанс лишний раз засветиться в публичном пространстве. Ведь многие верят, что "все PR — кроме некролога" (утверждение ошибочно, но сейчас не об этом).
Конструктивная критика имеет право на существование. Несколько экспертов могут иметь совершенно разные мнения по одной и той же проблеме. Вполне естественно, что это приводит к спорам. Легко они превращаются в публичные ссоры и скандалы. Нужно учиться вести публичные дискуссии с несогласными. Аргументированную критику от экспертов и лидеров мнений стоит принимать во внимание. Особенно, если на самом деле были неправы и критикуют вас заслуженно. Например, допустили ошибку, не сдержали обещание, некрасиво расстались с деловым партнером или сотрудником. Оцените последствия. Иногда надо просто извиниться и признать неправоту.
Как отвечать на конструктивную критику?
- Сохраняйте спокойствие и контролируйте эмоции. Не давайте волю чувствам и переживаниям. Старайтесь выдержать нейтрально-доброжелательный тон.
- Критикуют заслуженно? Отвечайте не обидчику, а ориентируясь на то, что все происходит в публичном поле. Думайте о других читателях. Защищайте позицию аргументированно.
- Реагируйте адекватно, сдержанно и вежливо, не забывая слова «спасибо», «пожалуйста», «всего доброго».
- Можно отвечать формально в стиле «интересная точка зрения, спасибо за мнение».
- Не хамите в ответ на объективную критику.
- Не удаляйте комментарии c конструктивной критикой
Деструктивная критика направлена только на то, чтобы вызвать негативные эмоции. Цель критика — разрушить ваш положительный образ, осудить и унизить. В агрессивной и оскорбительной форме вам указывают на недостатки и проблемы, «тыкают носом». Заставляют испытывать чувство вины, не предлагая возможного решения. Эмоционируют и возмущаются, придираются без аргументов.
Тролли и хейтеры без видимых причин, пытаются вас унизить, оскорбить, опустить в глазах аудитории. К этой же категории можно отнести неадекватных комментаторов, которые в грубой форме отзываются о вашей внешности, умственных способностях и деловых качествах.
Это скриншот реального комментария из моего профиля: