Ко всем записям

Можно ли продвигать себя, не продвигая?

Как только говоришь о самопродвижении, слышится робкий голос: «А можно так продвигаться, чтобы не кричать о себе на каждом углу? Так, чтобы и продавать себя не пришлось, и самому в себя пальцем вообще не тыкать?». Хороший вопрос. Давайте разбираться.

Продавать себя неловко до жути. Звонить знакомому организатору, чтобы предложить себя в качестве спикера, да еще расписать какой ты молодец… Что за унизительная история? Лучше подождать, пока сами пригласят. Или вот редактору пишешь «А давайте я вам статью напишу? Вот статья, вдруг вам будет интересно?». Конечно, редактор спит и видит, какую бы еще статью не по теме и не в формате, да без запроса присланную, ему прочитать.

Высовывайтесь смело

Я и свои услуги тоже продавать не люблю. Многих из нас в таких традициях воспитывали. Помню, в 10 классе надо было написать сочинение «Мой жизненный девиз». В чьем-то воспаленном мозгу родилась мысль, что у 15-летней малолетки в мини-юбке есть жизненный девиз… Сейчас мне почти 32, а про девизы я вспоминаю только на интервью, если журналиста со школы не попустило и всё ему мерещится, что все с девизами живут и по утрам себя ими поднимают. Так вот. Пошла я к папе. Говорю, девиз свой давай. «Не высовывайся», – не моргнув глазом ответил папа. Собственно, так я и поняла, что моим девизом ЭТО точно не будет. Написала что-то про «Не останавливайся» и банальные примеры про педали велосипеда.

Не высовывайся —  девиз прошлого поколения. Но и в нас он сидит, хоть и отрицаем. Казалось бы, мне не сложно встать на стульчик и сказать: «Здравствуйте! Меня зовут Ника Зебра, я один из лучших в стране специалистов по персональному продвижению. А парочка известных в PR профессоров и вовсе считают, что лучший». Да, я часто выхожу на сцену спикером и умею набрасывать на себя пух и перья. Но как же не люблю! Всегда есть соблазн спрятаться за «да, мы много работаем ручками, вот книжка у меня, вот вторую пишу, вот там вот отзывы, но я их тоже не люблю просить, преподаю еще, и вот видео выступлений, по 3000 человек их смотрели, но вы лучше сами погуглите обо мне, а я еще поработаю в уголке».

Соблазн спрятаться есть, а эффективности мало. Некоторые на этом даже курсы строят «Как продвигаться не продвигаясь». От создателей «Как заниматься сексом не занимаясь».

Говорите о своей ценности

Мы все время заняты. Мы перегружены. И где-то между своими 128 делом из списка и мыслями какой бы сериал посмотреть, чтобы хоть на полчаса забыться, надо запомнить, что вот Марина —  психолог, а Дмитрий —  адвокат. Но этого мало! Марина хочет, чтобы знали, что психолог она непременно со специализацией (тут что-то про перверзных нарциссов и психопатов), а Дмитрий не адвокат, а «высококлассный специалист по сложным делам, связанным с разводами, проводящий процесс в максимально короткий срок и с сохранением нервов клиента». А как это помнить, если Марина и Дмитрий не будут регулярно о себе рассказывать и напоминать? Да никак. Кроме как себе они (и мы), на самом деле,  никому не нужны в голове со своей специализацией. И если вы не будете говорить о своей ценности, то о вас просто никто не узнает.

Я реально хороший специалист, я занимаюсь любимым делом, у меня вот даже некоторая очередь из клиентов образовалась, пишу вторую книгу, у меня дел невпроворот и все такое интересное, что продавать я себя не хочу. Мне тоже каждый раз приходится преодолевать внутренний барьер, чтобы написать «Хочешь заниматься любимым делом и зарабатывать деньги? Иди по ссылке такой-то, покупай мой курс и получай быстрые результаты».

Изживайте в себе скромность

Я как никто знаю, насколько неловко себя продвигать. Региональная девочка, «понаехавшая» в Питер и все сделавшая с такого нуля, что «нулее» не бывает. Уверена, что треть моих клиентов обращаются к нам, только чтобы самому вот эти «позвони/напиши» не делать. И не от нехватки времени, а от неловкости.  Это надо в себе изживать. Пока вы скромничаете, вас обскачут более бойкие конкуренты. Потому что окружению вашему все равно, Марина, Ольга или Аристарх на перверзных нарциссах специализируется. Выбирают тех, кто на виду и на слуху. Кто успел, тот и в дамках.

Сидеть тихо — это сейчас тупиковый путь. И вот ты снова берешь микрофон или пишешь очередной пост в Facebook, и заявляешь о себе. Потому что время изменилось и «не высовываться» уже давно не актуально. Высовывайтесь, заявляйте, продвигайте себя. Если вы хороший специалист, это всем только на пользу.