Почему в самом начале работы над личным брендом я первым делом рекомендую разобраться со своими ресурсами, желаниями и целями? Кто вы, с кем хотите работать, что предлагаете и чем отличаетесь от конкурентов? Потому что, если не ответить на эти вопросы вовремя, то есть все шансы забраться в такие дебри, откуда уже не выберешься без посторонней помощи.
1. Выбрать нишу, которая отражает хобби, а не профессию
В чем ошибка?
Личный бренд — это конструкция, которая строится как минимум года на 3, еще лучше на 5-10 лет, а в идеале — на всю жизнь. Поэтому базироваться она должна на том, чем вы планируете заниматься всерьез и надолго.
Чем грозит?
Хобби могут меняться. Если сегодня вы фотограф, а завтра альпинист, то меняется и ваша целевая аудитория. Нужно начинать с ней все заново. В таком случается вам придется каждый раз выстраивать свой личный бренд с нуля. Это будет крайне увлекательный, но бег на месте.
Как избежать?
У вас может быть масса увлечений в разных сферах, которые к тому же приносят определенный доход. Это прекрасно, но нужна четкая специализация. Сконцентрируйтесь на чем-то одном и потом просто масштабируйте или… пока откажитесь от идеи создавать личный бренд.
2. Выбрать слишком узкую или слишком широкую нишу
В чем ошибка?
Ниша — это люди. Если вы выберете слишком широкую нишу для построения персонального бренда, то целевой будет очень разнообразная аудитория. Вам будет тяжело подобрать эффективные инструменты работы — в разных группах действенны разные вещи. И наоборот, выбор слишком узкой ниши означает ограниченный круг лиц, входящих в целевую аудиторию. Довольно скоро вы столкнетесь с проблемой «потолка рынка», когда вдруг осознаете, что дальше развиваться некуда.
Чем грозит?
Выбрав слишком широкую нишу, вы рискуете так и не реализовать проект по построению персонального бренда, а если ниша окажется слишком узкой, ваш бренд «умрет», как только ниша исчерпает себя. Конечно, из этой ситуации есть выход — репозиционирование, то есть смена ниши. Но такой путь очень долог и стоит дорого. Как минимум половину работы, проделанной ранее, в прежней нише, придется повторять на новом рынке.
Как избежать?
Изучите рынок. Предварительно протестируйте нишу, в которой хотите строить свой персональный бренд.
3. Заявлять о своей суперэкспертности без доказательств
В чем ошибка?
Устойчивый образ персоны должен строится на реальных фактах. Только при этом условии он будет вызывать доверие у адитории. Вы можете говорить о себе “я лучший, я эксперт международного класса”, но… простите, это звучит не убедительно, если у вас нет реальных подтверждений.
Чем грозит?
Говоря о своих преимуществах относительно других, надо понимать, что рано или поздно найдется кто-то, кто спросит “а где доказательства? с чего ты взял, что ты лучший на рынке?” Опасность — в потере доверия целевой аудитории. Все ваши прочие заявления и обещания также будут ставиться под сомнение.
Как избежать?
На каждое ваше “я лучший, я эксперт” у вас в активе должно быть подтверждение в виде, например, профессиональных премий и наград, публикаций в СМИ, отзывов ваших клиентов и т.п. В противном случае, воздержитесь от громких заявлений.
4. Не придавать значения визуальной части образа
В чем ошибка?
В головах представителией вашей целевой аудитории существуют определенные стереотипы о том, как должен выглядеть человек вашей профессии: юрист — сдержанный, серьезный и в классическом костюме; стилист — ухоженный, модный и в чем-то креативном.
Чем грозит?
Если ваш образ не соответствует стереотипам — той картинке, которая в головах у вашей целевой аудитории, то возникнет “разрыв шаблона”. Негативная реакция от вашего имиджа подставит под сомнение правдивость вашего образа в целом. Вы можете говорить умные и правильные вещи, но люди, глядя на вас будут думать “не верю”.
Как избежать?
Наблюдать, тестировать, анализировать. Посмотрите, как выглядят ваши конкуренты, как реагирует аудитория на ваш образ. Если идет много негатива, значит надо что-то менять.
5. Работать без системы и четкого плана действий
В чем ошибка?
Если нет системы, нет измеряемых промежуточных целей, то и результат увидеть очень сложно. Непонятно, на каком вы сейчас этапе, чего добились, есть ли прогресс.
Чем грозит?
Вам будет казаться, что продвижение идет очень медленно, что результата нет. В какой-то момент вы начнете думать, что все это не работает, не имеет смысла и однажды просто забросите свои активности в этом направлении.
Как избежать?
Сформулируйте измеряемые цели с самого начала: кто вы, кто ваша аудитория и чего вы от нее хотите. В каких цифрах будет измеряться результат: столько-то тысяч подписчиков в соцсетях, столько-то публикаций в месяц, определенное количество заказов от клиентов, измеряемое в штуках или рублях.
Составьте стратегию и поэтапный план работ с промежуточными целями. Вносите корректировки по ходу работу, каждый месяц сверяйтесь с тем, в какой точке вы сейчас находитесь и удалось ли достигнуть намеченных целей.
Личный брендинг — это всегда система, а не творческие метания.